Модульный аэромобиль Xpeng представлен живьём, в 2026 году он выйдет на рынок
Китайская компания Xpeng всерьёз намерена уже через пару лет начать массовое производство и коммерческую эксплуатацию своего модульного электромобиля, а оформить предзаказ можно будет уже в конце текущего года. Цена — от 2 млн юаней или 280 000 долларов США в переводе по текущему курсу.
Основанная десять лет назад компания Xpeng известна как один и самых успешных китайских производителей электромобилей, причём с прошлого года Xpeng сотрудничает с концерном Volkswagen и в обмен на инвестиции будет делиться с ним своими технологиями. Аэромобилями занимается дочерняя компания Xpeng AeroHT — она денег пока не приносит и является в значительной степени прихотью Хэ Сяопэна, одного из основателей компании Xpeng и её действующего генерального директора.
Xpeng AeroHT занимается разработкой электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой — такого сорта техника обозначается общепринятой аббревиатурой eVTOL (electric vertical take-off and landing). Аэромобили — это частный случай eVTOL, а именно транспортные средства, совмещающие в себе функции автомобиля и eVTOL: на них можно ездить по дорогам общего пользования и в теории летать. В теории — потому что пока eVTOL вне закона и летать на них, по сути, можно только на опытных полигонах, однако в Китае на государственном уровне идёт работа по легализации таких летательных аппаратов, так что через пару лет они действительно могут пойти в коммерческую эксплуатацию и розничную продажу. Разумеется, будет куча ограничений по высоте, дальности и территориям полётов, но тут главное начать, а дальше видно будет.
Концепция аэромобиля Xpeng уже несколько раз менялась: сначала компания хотела сделать полностью интегрированную конструкцию, то есть машину-трансформер с выдвижными/складными роторами, но эта задача оказалась слишком сложной — её не забросили, но отложили в долгий ящик.
В прошлом году Xpeng представила модульный аэромобиль, в котором ездовая и летательная части физически разделены — тогда эта концепция получила название Xpeng AeroHT Modular Flying Car, а теперь переименована в Land Aircraft Carrier, на днях в Китае состоялась живая премьера этой чудо-машины (прежде были только компьютерные рендеры).
Land Aircraft Carrier — это крупный трёхосный минивэн (длина — 5,5 м, ширина — 2 м, высота — 2 м) с полноуправляемым шасси, он оснащён plug-in гибридной силовой установкой с 800-вольтовой электрической архитектурой, ДВС здесь механически не связан с колёсами, работает в режиме генератора и заряжает тяговую батарею. Минивэн рассчитан на четырёх человек, при этом примерно половину объёма кузова занимает грузовой отсек, где хранится летательный модуль — двухместная капсула на ножках с шестью выдвижными винтами на стойках. Центральные стойки вдобавок снабжены маленькими подруливающими роторами в цилиндрических корпусах. На случай аварии летательный модуль снабжён автоматически выстреливающими парашютами, они способны обеспечить более-менее мягкую посадку при падении с высоты от 50 м.
Летательный модуль загружается и выгружается из кузова минивэна в полностью автоматическом режиме — спасибо беспилотным технологиям. Полёты в беспилотном режиме тоже возможны, а с полётами в ручном режиме справится практически любой человек: управление завязано на единственный джойстик, освоиться можно за 5 минут, а за три часа — «стать профессиональным пилотом». Полностью заряженный и заправленный минивэн может проехать более 1000 км, а летательный модуль может совершить до шести полётов, но продолжительность этих полётов в пресс-релизе не указана.
Xpeng AeroHT планирует наладить производство Land Aircraft Carrier на собственном заводе в Гуанчжоу мощностью 10 000 машин в год, его строительство начнётся в этом месяце, а пуск намечен на конец 2025 года. Отгрузка серийных аэромобилей клиентам начнётся в 2026 году — к тому времени Xpeng AeroHT планирует создать в Китае что-то вроде сети туристических лагерей, куда клиенты смогут приезжать, отдыхать на природе и летать в своё удовольствие.
Далее в планах Xpeng AeroHT значатся дальнобойные eVTOL, похожие на обычные легкомоторные самолёты, и интегрированные аэромобили. В возможность реализации всех этих замыслов верится с трудом, но, как говорится, поживем — увидим.